мерчандайзинг и ритейл
Этим материалом мы открываем цикл публикаций о том, как без существенных вложений сократить затраты на хранение и оптимизировать складские процессы. Сегодня расскажем о стеллажных системах и коснёмся вопросов складской техники.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях!
Своими знаниями с Академией девелоперов поделился Виталий Копыл, авторитетный специалист с 17-летним опытом работы в области логистики и управления складским хозяйством. В его портфолио – управление логистикой в таких предприятиях, как торговая сеть «5 элемент», один из крупнейших белорусских транспортно-логистических центров «Прилесье», группа компаний «Бремино-Групп», разработка концепции МПЛК «Бремино-Орша», расположенного на территории 220 га, логистическое проектирование и автоматизация приграничного ТЛЦ «Бремино-Брузги» 10 000 кв.м., а также логистическое проектирование склада площадью 40 000 кв.м. для компаний «5 элемент»/«Поинт Логистикс». В настоящее время Виталий – руководитель проектов развития бизнеса ООО «Ома», одного из крупнейших в нашей стране поставщиков строительных и отделочных материалов, владеющего сетью строительных гипермаркетов.

В своей работе директор по логистике сталкивается с необходимостью решения большого количества различных задач, самая главная из которых – сокращение логистических расходов. Расходы на логистику можно подразделить на расходы на аренду и коммунальные платежи, с одной стороны, и затраты на зарплату, с другой стороны. Это две основные статьи расходов. Что касается собственно расходов на хранение, то их не так просто сократить. Мы можем попытаться сократить площадь помещения, можем провести переговоры с арендодателем, попытаться уговорить его снизить цену на аренду. Но при низкой вакантности площадей эти переговоры, скорее всего, будут обречены на неудачу. То есть наши возможности здесь весьма ограниченны.

Мы должны говорить о снижении не абсолютных значений затрат на аренду, а удельных: затрат на аренду в пересчёте на единицу хранимой продукции или на рубль хранимой продукции, или, скажем на один метр кубический. Здесь у нас пространство для манёвра будет побольше. Например, мы можем увеличить объём продукции, хранимой на одном квадратном метре. Чтобы заниматься такой оптимизацией, нам нужно определиться с метрикой. Такой метрикой может стать, например, плотность хранения товаров на складе:

Stocks Storage Density = м3 товара / м2 площади склада

Речь здесь идёт о полной площади склада. Не о полезной площади, не о площади под стеллажами, а именно о полной площади. С учётом площади проходов, зон погрузки/разгрузки. Конечно, можно использовать и другие метрики или коэффициенты – вы вправе сами выбрать то, что вам больше всего подходит. Например, часто используют такую метрику, как количество паллет с товаром на квадратный метр общей площади склада. Чем хороша метрика м32, так это тем, что она не зависит от сезона, нет влияния денежной составляющей, не влияют на неё и курсовые разницы, если цена аренды номинирована в валюте. То есть, это неплохая универсальная метрика.

Чтобы максимизировать её значение, нам нужно увеличить количество кубических метров товара, которые могут храниться на складе. Но размещать их нужно так, чтобы сохранить работоспособность склада. Как это сделать? Самое простое, лежащее на поверхности решение – увеличить вместимость вашей стеллажной системы.

Кроме взятой нами за основу метрики, есть ещё коэффициент заполнения ячеек склада. Это отношение объёма товаров, хранимых на складе, к вместимости имеющихся ячеек хранения. Если у вас установлена WMS, то вам очень просто получить точное значение этого коэффициента. Как оказалось, в большинстве случаев значение коэффициента заполнения находится в районе 50, редко 60 процентов. Почему так получается? Как правило, стеллажные системы проектируются под какое-то предельное значение размера паллеты по высоте. Например, для склада с высотой потолка 10 метров и пятиуровневой стеллажной системой стандартная высота одной ячейки находится в пределах 1,80 -1,85 м для определённого типа паллет. На практике же у фирмы с широким товарным ассортиментом разброс размеров паллет по высоте очень велик. Необходимо регулярно проводить анализ номенклатуры товаров и её упаковки, чтобы как-то рассортировать эти паллеты по группам по высоте.

Если мы будем говорить о восьмиметровой стеллажной системе (8 метров – высота последней полки), мы можем добавить один ярус хранения и получить высоту ячейки 1 450 мм. Но это с одной оговоркой: у вас нет межстеллажной системы пожаротушения. В соответствии с требованиями МЧС, она устанавливается каждые 4 метра: 4, 8 метров и потолок. Если вы реализуете такую схему, то ваша вместимость увеличится примерно на 20%. Если же у вас есть такая система, то нужно будет вбивать ещё одну ячейку до 4-х метровой высоты. То есть, высота одной ячейки получится примерно 1,3 метра. Очень часто основные складские запасы хранятся как раз на паллетах высотой от 1 до 1,2 метра.

Добавляя уровни на стеллажи, не следует забывать о степени нагрузки на стеллажную систему. Если с балками всё понятно, то про рамы часто забывают. Нагрузка на раму у вас должна быть указана на торце стеллажа. Если же такой цифры нет, то стоит озаботиться тем, чтобы выяснить, что именно у вас установлено. И принять меры, чтобы не перегрузить систему.

Кроме того, когда увеличивается количество ярусов и уменьшается высота ячейки, то может выясниться, что совершенно необязательно иметь в стеллажной системе такие мощные балки с такой высокой несущей способностью. Следовательно, есть возможность сэкономить на покупке стеллажных систем, выбрав менее мощный вариант. Кроме того, у менее мощных балок ниже высота профиля, так что можно выиграть ещё несколько сантиметров на высоте ячейки.

На что ещё часто забывают обращать внимание, так это на технологические зазоры между верхом паллеты и низом вышерасположенной балки. Это значение обычно определяется интуитивно, но оно очень важно, поскольку от него зависит производительность работы вашего ричтрака. Если ему трудно ставить паллету на стеллаж, то производительность труда снижается. Наша же задача – оптимизация рабочего времени, чтобы экономить если не минуты, то секунды рабочего времени на погрузке каждой паллеты.

Существуют такие стандарты, как FEM. Это стандарты Европейской федерации производителей подъёмно-транспортной и складской техники. Их же придерживаются производители стеллажных систем. Они определяют различные нормы безопасности при эксплуатации различных стеллажных систем и складской техники. Стандарт FEM 10.2.03 как раз и описывает, какими должны быть рабочие зазоры над паллетами.

Ещё есть стандарты для проходной техники, когда работают погрузчики и ричтраки, и для узкопроходной техники, в которой оператор может находиться как на верху штабелёра, так и внизу. Наиболее распространённым является класс 400. В таблице ниже указаны рекомендованные значения зазоров.


Хочу отметить, что стандарт FEM оказывает существенную помощь при проведении конкурсов на закупку складской техники и систем. В последнее время в конкурсах начали принимать участие производители очень дешёвых систем низкого качества. Чтобы отсечь их, вы можете закладывать в ваше ТЗ наличие у предлагаемой на конкурс техники и стеллажных систем сертификатов FEM. У лидеров он обязательно есть. К сожалению, бывали случаи, когда производитель заявлял о наличии такого сертификата, но на самом деле его у него не было. При проверке выяснялось, что компания являлась членом европейских ассоциаций производителей, но сертификатов не получала.

(с) Виталий Копыл, ОМА, 2020

Поделитесь статьей в социальных сетях!
Tilda Publishing
Входит в структуру компаний
Владимира Гревцова